г. Жодино, ул. 8 Марта, д. 14

Кабинет педагога-психолога

«Каждый день возникают все новые и новые гаджеты, которые во многом определяют нашу работу, отдых, общение с друзьями. Меняются наши реакции, образ мышления. В этой непростой ситуации перед человечеством стоит трудная задача: остаться людьми, не превратившись в придаток компьютера, и не разучиться сопереживать, общаться, любить…»
Гэри Смолл, профессор психиатрии

Если ребенок все чаще отказывается от чтения книг, прогулок и общения с друзьями, а вместо этого часами сидит за компьютером, у неравнодушных родителей возникает масса вопросов: что заставляет ребенка отказываться от обычных детских радостей в пользу гонок, «стрелялок» и прочих популярных компьютерных игр? Что так привлекает его в этих игрушках: азарт и жажда победы или желание самоутвердиться среди сверстников? Чем является для него виртуальный мир: средством от скуки или осознанным уходом от реальности? Но какие бы мотивы ни притягивали ребенка к монитору, в любом случае это тревожный звоночек, сообщающий, что в реальном мире ему неуютно и одиноко.

Некоторые родители могут резонно возразить: «Что плохого в том, что сын или дочь вместо беготни на улице постоянно находится дома, на наших глазах?». И будут не совсем правы. Ребенок, который бóльшую часть свободного времени проводит у монитора, очень далек от родителей, да и вообще от реальной жизни.

Хотите в этом убедиться? Попробуйте во время игры обратиться к нему с какой-либо мелкой просьбой или позовите обедать – вы будете неприятно удивлены тем, сколько недовольства и раздражения услышите в его голосе. К сожалению, компьютерная зависимость в последние 10-15 лет стремительно растет, и наиболее уязвимой категорией здесь являются именно дети и подростки. Психологи даже название этому явлению придумали: лудомания.

Что делать родителям, если ребенок постепенно уходит из реального мира в виртуальный?

Если вашему ребенку виртуальная жизнь кажется интереснее реальной, значит, он испытывает дефицит внимания с вашей стороны. Не в плане материального благополучия, разумеется. С этим, как правило, все в порядке, ведь современные гаджеты – недешевое удовольствие. Проанализируйте собственное отношение к ребенку: достаточно ли внимания вы ему уделяете как личности, интересуетесь ли его успехами и проблемами, есть ли между вами доверие, взаимопонимание, дружба. Вероятно, по некоторым пунктам ответ будет отрицательным. Впрочем, это не повод опускать руки: при желании наладить контакт с ребенком – задача посильная, хоть и требующая от взрослых значительной доли самоотдачи. Но ведь физическое и психическое здоровье вашего чада того стóит, правда?

Кто в доме хозяин: вы или компьютер?

Определите свое отношение к компьютеру. Что он для вас: дорогая игрушка или удобный прибор для быстрого получения информации, решения каких-то рабочих или бытовых задач?

Для чего вы включаете компьютер: для просмотра новостей, поиска интересных кулинарных рецептов к домашнему ужину, получения каких-то полезных сведений – или для того, чтобы «повисеть» в соцсетях или поиграть в «танчики»?

Не забывайте, что вы постоянно находитесь под пристальным взглядом своего чада, которое подсознательно копирует вас, и для которого вы являетесь примером для подражания.

Вседозволенность и табу – стоит ли впадать в крайности?

Запрещать ребенку компьютерные игры бессмысленно и бесполезно: это вызовет бурный протест с его стороны и может стать серьезным источником семейного конфликта. Но и позволять ему часами засиживаться у монитора тоже нельзя. Как всегда, идеальным вариантом станет поиск «золотой середины»: пусть ребенок играет в виртуальные гонки, «стрелялки», а если вы сами не прочь погонять в сети на супер-машинках или пострелять из виртуального бластера, поиграйте вместе; пусть его компьютерный герой покоряет другие планеты или океанские глубины – в конце концов, в самих играх ничего ужасного нет. Но пусть это остается одним из видов досуга, не подменяет собой реальные развлечения.

«Делу время – потехе час»

Эта народная мудрость придется здесь весьма кстати. Убедить ребенка, что компьютер – именно «потеха», развлечение, один из видов досуга, несложно. Но лишь в том случае, если он действительно будет занят «делом»: музыкой, рисованием, танцами или спортом – то есть, любым интересным ему занятием. Тогда и полчаса, проведенные за компьютерной игрой, станут просто одним из видов досуга. Но не единственным.

Договоритесь с ребенком, когда и сколько времени он будет играть, а по истечении оговоренного времени напомните ему, что время вышло, пора заканчивать игру. Дети любят и ценят, когда родители считают их взрослыми и общаются с ними на равных, поэтому нарушать ранее принятую договоренность им не захочется. К тому же ограничение времени можно позиционировать как одно из правил игры, тогда вопрос «Ну, можно еще чуть-чуть поиграть?» отпадет сам собой: время вышло – игра закончилась.

Чем заменить виртуальные игры?

Каждый родитель знает о способностях и увлечениях своего ребенка. Знает, о чем он мечтает, к чему лежит его душа, что ему нравится. Возможно, ваша дочь хорошо поет, рисует или мастерит замечательные поделки, а сын любит погонять мяч во дворе, поплавать или покататься лыжах. Есть смысл пойти навстречу желаниям ребенка и отдать его в специализированную школу или спортивную секцию. Дети – народ увлекающийся и впечатлительный, так что общение со сверстниками-единомышленниками и реальные успехи в любимом занятии быстро вытеснят виртуальные игрушки из числа приоритетов.

Кроме того, есть масса интереснейших развивающих игр для детей любого возраста: от разнообразных конструкторов и кулинарных наборов, с помощью которых дети собственноручно готовят вкуснейшие десерты, до сборки «умных» роботов и автомобилей на радиоуправлении. Ни один ребенок не откажется от такого увлекательного досуга в пользу компьютерной игрушки! Особенно, если проводить этот досуг вместе с мамой и папой.

Как видите, есть много способов вернуть ребенку интерес к реальной жизни. Но все они сводятся к одному: малышу необходимо ваше искреннее внимание, ваша любовь и забота. Не отгораживайтесь от его хрупкого мира, чтобы в какой-то момент этот мир не сузился до размера компьютерного монитора.



Вернуться в раздел Кабинет педагога-психолога
Соседние подразделы:
Информация,акции
Статьи
Проблемы суицида среди подростков и пути их решения
График работы социально-педагогической и психологической службы и педагогов-организаторов
Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала данные, согласно которым самоубийство является тринадцатой по счету причиной смертности на земном шаре....
Открыть раздел Проблемы суицида среди подростков и пути их решения
1. Морочко Екатерина Викторовна, педагог-психолог День недели Время работы Время обеда Время консультаций для учащихся для родителей для педагогов Понедельник 8.00-17.00 12.00-13....
Открыть раздел График работы социально-педагогической и психологической службы и педагогов-организаторов
О школеГУО «Средняя школа № 6» впервые открыла свои двери 1 сентября 1979 года. В 2024 году школа отметила своё 45-летие. Мы гордимся нашими традициями, нашими выпускниками....
Открыть раздел О школе
БРСМОбщественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» ОО «БРСМ» является правопреемником комсомола Беларуси, Союза молодежи Беларуси,...
Открыть раздел БРСМ
Информационный каталог, подготовлен учащимися 9 класса Ивончик Еленой и Василевской Анной. Руководитель - учитель истории и обществоведения Апалинская Светлана Анатольевна....
Открыть раздел Военно-патриотическое воспитание
Общие положения Книга замечаний и предложений находится в кабинете № 37 (приемная), телефон 8-01775-6-44-68 Ответственный за ведение книги замечаний и предложений, за прием граждан и...
Открыть раздел Одно окно
График приёма граждан по личным вопросам в государственном учрежении образования «Средняя школа № 6 г. Жодино» № п/п Ф.И.О....
Открыть раздел Прием граждан
Профсоюз Главная цель Профсоюза – защита профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов своих членов. Основными задачами профсоюза являются:...
Открыть раздел Профсоюз
Учащимся УТВЕРЖДЕНО ПриказМинистра образования Республики Беларусь 10.06.2022 № 401 (в редакции приказаМинистра образованияРеспублики Беларусь 21.11....
Открыть раздел Учащимся
Шестой школьный день ГУДО "Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино" Адрес: ул. Спортивная, д. 10; тел. 2-82-90, 5-08-73. Молодёжный центр г. Жодино Адрес: ул....
Открыть раздел Шестой школьный день
The LineAct Platform